Индекс качества жизни в городах России

Креативный потенциал

скачать исследование
1
Креативные индустрии в России находятся в стадии становления
2
Рынок креативных индустрий в России не сформирован окончательно и не является единой отраслью
3
Рынок креативных индустрий России является небольшим относительно развитых стран
4
Потенциал креативных индустрий России существенен за счет высокого качества человеческого капитала
5
Не раскрыт экспортный потенциал отдельных сегментов креативных индустрий
6
Креативные индустрии сконцентрированы в основном в в крупных городах
7
Туризм – важный драйвер для развития креативных индустрий во многих городах
8
В большинстве городов креативные индустрии моносегментны и их динамика роста невысока
9
На развитие городов влияют в основном исходные социокультурные, экономические и географические условия

Города-лидеры Индекса креативного потенциала

Космополиты : Казань

Факторы влияния:
Разнообразное культурное предложение
Высокое качество окружающей инфраструктуры
Высокотехнологичная бизнес-среда
Участие власти в развитии отрасли

Города с “достатком”: Ханты-Мансийск

Факторы влияния:
Определение собственной ниши через запрос на брендинг и роль в регионе (города-лидеры находятся в разных контекстах: близость к столице, расположение на севере, сильный сектор НИКОР)

Региональные центры: Ярославль

Факторы влияния:
Определение собственной ниши через запрос на брендинг и роль в регионе (города-лидеры находятся в разных контекстах: близость к столице, расположение на севере, сильный сектор НИКОР)

Точки притяжения: Калининград

Факторы влияния:
Развитие города в зависимости от его потенциала: в сфере образования и науки (некоторые города – лидеры в образовании) или туризма (культурное, историческое, природное наследие). Выбор направления определят и драйверы развития, включая сферу креативных индустрий.

Холодные города: Салехард

Факторы влияния:
Возможность реализации накопленного и нераскрытого креативного потенциала (туристического, культурного, образовательного, творческого).
Возможности для саморазвития и участия горожан в городских и творческих проектах.

Города местного значения: Вологда

Факторы влияния:
Успешная эксплуатация существующих и хорошо известных культурных кодов и брендов (ставка городов на имеющийся историко-культурный ресурс)
Качественное образование и возможности для саморазвития (социальный лифт)

Корреляция между уровнем качества жизни и уровнем развития креативных,индустрий

Уровень качества жизни влияет на развитие креативных индустрий.

Креативные индустрии в свою очередь оказывают следующие эффекты на общество и экономику:

Повышение валового мирового продукта
Повышение экспортного потенциала национальных экономик
Создание благоприятной инновационной среды и привлечение талантов
Развитие внутреннего и внешнего туризма Формирование новых ценностей и социальных моделей
Обеспечение социальной и экономической устойчивости городов

Города-лидеры Индекса креативного потенциала зачастую лидируют и в Индексе качества жизни.

Положительные и отрицательные аспекты, влияющий на креативный потенциал

Неуверенность и недоверие граждан и местного бизнеса к мерам господдержки
Конкуренция между индивидуальными локальными и массовыми бизнесами (от поставщиков международного уровня)
Бюрократически избыточные требования при открытии и ведении бизнеса в массовом сегменте (общепит, пищевая промышленность, торговля и пр.)
Снижение уровня культурных дипломатических отношений между Россией и другими странами
Отток человеческого капитала из-за политико-экономической ситуации в более экономически развитые города / за рубеж
Политические барьеры для развития в стране технологических процессов (взаимодействие с зарубежными партнерами и использование лучших мировых практик)

Основные тренды и закономерности развития креативных индустрий в городах России

Направленность на экспорт продукции и креативных сервисов
Опора на локальную идентичность и аудиторию
Акселерация региональных и общероссийских брендов
Развитие операционных процессов в креативных компаниях
Отсутствие необходимости в сырье в отдельных сегментах креативных индустрий
Внедрение современных технологий в управлении и производстве (компании в сфере креативных индустрий зачастую сотрудничают с высокотехнологичными областями и инновационным производством)
Отсутствие самоокупаемости для отдельных креативных индустрий (часто существуют за счет субсидий / грантов)

Успешные практики развития креативных индустрий

КОСМОПОЛИТЫ: Проект «Креативные индустрии Татарстана» в рамках стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030г. (Казань)

Проект включает в себя формирование сети бизнес-инкубаторов для творческих индустрий, создание венчурного фонда и агентства творческих индустрий для их консультационной / грантовой поддержки через встречное финансирование, расширение программ бизнес-образования в креативной экономике, стимулирование государственно-частного партнерства и меценатства, налоговые льготы представителям креативных индустрий.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ: Кластер «Октава» (Тула)

Многофункциональное пространство в центре города, созданное на базе действующего завода в 2018 г. Совместный проект частного инвестора Михаила Шелкова и госкорпорации «Ростех» реализуется при активной поддержке руководства Тульской области. На территории работают Музей станка и выставочное пространство, библиотека, лекторий и книжный магазин «Книги на Октаве», Высшая техническая школа, техлаб Pro.Парк, студия звукозаписи Oktava Lab.

Резиденты – 6 технологических и образовательных проектов, Ежемесячная посещаемость – 4-6 тыс. чел. В кластере регулярно проходят выставки, образовательные мероприятия для широкой аудитории, концерты и культурные мероприятия.

ГОРОДА “С ДОСТАТКОМ”: Кластер «Петровская слобода» (Петрозаводск)

Историко-культурный, архитектурный и деловой кластер на территории Онежского тракторного завода. Проект квартала включает не только жилую застройку, но и инфраструктуру для бизнеса и культурного досуга.

На территории расположены Музей промышленной истории Петрозаводска и деловой центр «Ямка», обустроены открытые общественные пространства, уличная художественная галерея и прогулочная зона, работает культурное пространство «Синий кориdoor», доступное для аренды проектами в сегменте креативных индустрий.

“ХОЛОДНЫЕ” ГОРОДА: Арт-резиденция «Полярис» (Салехард)

Открытие – 2021 г. (медиастудия для создания видео- и аудиоконтента, молодежный театр с зрительным залом на 80 человек, свободное творческое пространство).

9 постоянных резидентов: школа видеоблогинга, студии танцев и звукозаписи, театр кукол, молодежный театр, школа телевидения, школа каллиграфии и другие.

ТОЧКИ ПРИТЯЖЕНИЯ: «Неделя креативной экономики» (Псков)

Проводится Фондом развития креативной экономики, креативного предпринимательства и креативных инноваций в традиционном бизнесе Псковской области. Направлено на информирование горожан о феномене креативной экономики, а также трансляции лучших практик от экспертов креативных индустрий из других регионов.

Программа рассчитана на слушателей разного уровня (особенности КИ, новые меры гос. поддержки креативных предпринимателей, авторские права и др.).

В рамках программы выявлены приоритетные для области креативные индустрии и определены точки роста.

ГОРОДА МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ: «Музей Живой Старинной Вывески под открытым небом» (Рыбинск)

В 2017 г. были разработаны новые правила оформления вывесок в историческом центре города (в стилистике конца XIX века), а также предоставлены субсидии для поддержки предпринимателей.

Инициатива способствует формированию привлекательного имиджа городского пространства и становится точкой притяжения для туристов.

Рыбинск признан лауреатом Всероссийского конкурса производителей товаров и услуг «Звезда качества России» за реализацию проекта.

Этот сайт использует файлы cookie. Нажимая "Ок", вы соглашаетесь с этим. Политика конфиденциальности